На фоне многочисленных дискуссий о соответствии современного высшего образования требованиям рынка вопрос о необходимости второго высшего и дополнительного образования становится как нельзя более актуальным. Очевидно, ситуация, когда высшее образование становится лишь формальностью, облегчающей прием на работу, не устраивает больше ни работодателей, ни ищущих работу. И те и другие ощущают потребность в более высокой квалификации и развитии профессиональных компетенций.
В рамках выставки «Образование для взрослых людей. Postgraduate education» проекта 2EDU компании Begin Group в апреле 2006 года было проведено социологическое исследование. В нем приняли участие более 150 респондентов, заинтересованных в получении второго высшего и дополнительного образования.
Основная часть посетителей выставки принадлежали возрастной категории 21–26 лет (43%), категория 18–20 лет и 27–30 составляла по 13% опрошенных, 31–35 лет – 15% респондентов. 58% посетителей сообщили, что они в настоящее время работают, 26% – учатся, 9% учатся и работают, 7% временно не работают.
Профиль компаний, в которых работали участники исследования, таков: торговля (21%), информационные технологии (19%), инвестиционная сфера (18%), производство (16%), консалтинг, реклама, маркетинг (14%). Оказалось, что примерно треть посетителей выставки учились в технических (34%) и экономических (29%) вузах, в гуманитарных вузах учились 27% опрошенных.
34% участников опроса получили (или получают в настоящий момент) техническое образование, 29% – экономическое, 27% – гуманитарное.
Большинство респондентов хотели бы получить дополнительное образование в целях развития карьеры (65%) и увеличения своего дохода (61%). Интерес к смене сферы деятельности выразили 39%, а к систематизации знаний – 26%. Приобрести полезные связи в ходе дополнительного образования собираются 22% респондентов, а 9% обращаются к образованию из-за необходимости решать конкретные проблемы бизнеса.
Причины получения дополнительного образования
Наиболее популярными направлениями второго высшего и дополнительного образования являются финансы, психология и менеджмент. Так, 38% респондентов хотят получить дополнительное образование в сфере финансов, 26% – психологии, 24% назвали своей областью менеджмент, 20% – иностранные языки, 18% – юриспруденцию, 15% – дизайн, 13% – рекламу и PR.
Предпочитаемая область образования
Более половины опрошенных посетителей (55%) хотели бы получить второе высшее образование, 41% – пройти краткосрочные курсы, 27% – языковые курсы, 23% – пройти переподготовку, 20% – обучаться в аспирантуре, 18% – в магистратуре, 15% – найти себе стажировку.
Предпочитаемый вид программы
Выбирая программу дополнительного обучения, посетители выставки руководствуются, прежде всего, перспективами дальнейшего трудоустройства, затем содержанием программ и формой обучения, после этого – составом преподавателей, именем и репутацией организации, стоимостью обучения, в последнюю очередь – близостью к месту учебы или работы, а также мнением руководства своей компании.
Факторы выбора программы обучения в порядке убывания значимости
-
Перспективы трудоустройства
-
Содержание программ
-
Форма обучения
-
Преподавательский состав
-
Имя и репутация организации
-
Продолжительность обучения
-
Стоимость обучения
-
Отзывы знакомых
-
Состав слушателей
-
Близость к месту жительства/работы
-
Мнение руководства компании
Из источников информации о программах второго высшего и дополнительного образования потенциальные слушатели чаще всего используют Интернет (62%), 26% посещают специализированные выставки, а 24% ориентируются в первую очередь на рассказы знакомых.
Источники информации о программах дополнительного образования
Вечернюю форму обучения предпочитают 62% опрошенных, дневную – 14%, заочную – 48%, дистанционную – 19%; еще 10% выбрали бы индивидуальную форму обучения.
Предпочитаемая форма обучения
Для потенциальных учащихся предпочтительнее был бы коллектив сокурсников, работающих в той же сфере (50%), или как можно более разнообразный (35%).
25% хотели бы учиться в группе с менеджерами высшего и среднего звена, а 23% – с менеджерами высшего звена. Для 21% должности потенциальных сокурсников особого значения не имеют.
Предпочитаемая должность слушателей
56% посетителей выбирают программу обучения стоимостью до $3000, 23% – от $3000 до 5000, 21% готовы заплатить за обучение более $5000.
После получения образования 44% планируют сменить работу, 20% – остаться на прежнем месте. При этом 86% респондентов уверены, что второй диплом оказывает влияние на дальнейшее развитие карьеры, а 10% считают, что не оказывает.
03.10.2008