Улица Каримова Анвара

Улица Каримова Казань

 

Каримов Анвар Ибрагимович

 

Каримов Анвар Ибрагимович

Каримов Анвар Ибрагимович (1921-1961), военный летчик-испытатель I класса, полковник, участник Великой Отечественной войны. Родился 28 декабря 1921 г. в деревне Ибраево Бузовлязовского района ныне Республики Башкортостан. По окончании десятилетней школы в 1939 г. был призван в армию.

В 1940 г. поступил на учебу в Сталинградское военно-летное авиационное училище, в 1941 г. стал летчиком-истребителем и был направлен на фронт.В 1943 г. получил ранение, с 1944 г. служил на Дальнем Востоке, участвовал в боях против Японии. С 1948 г. летал на реактивных самолетах, с 1950 г. – командир эскадрильи. 

С 1952 г. Анвар Каримов работает в Казани в опытно-констукторском бюро Г.И. Бакшаева, которое занималось разработкой летающих мишеней. Их испытания проводились на аэродроме Казанского авиационного завода № 22. Анвар, будучи пилотом буксировщиков мишеней, очень хотел летать на больших машинах. Он попросился в летчики-испытатели реактивных самолетов Ту-16, и его приняли на новую работу. 

С октября 1954 г. Анвар Каримов – летчик-испытатель реактивных самолетов Ту-16 на 22м заводе, ныне КАПО им. С.П. Горбунова. Летчик-испытатель I класса Анвар Каримов по праву считался одним из лучших заводских пилотов. Он освоил самолеты И-16, Як-1, Ла-1, Ла-9, Як-17, МиГ-15, МиГ-17, Ил-28, Ту-16, Ту-107Б. Награжден правительственными наградами: орденом Красной Звезды, медалями “За боевые заслуги”, “За победу над Японией”. 

В 1960 г. Анвар Каримов проходил стажировку в числе кандидатов в отряд космонавтов. По воспоминаниям детей А.И. Каримова Ларисы и Олега, после полета Юрия Гагарина отец дал понять, что он лично знает первого космонавта и что в ближайшее время предстоят еще полеты в космос. Буквально через три дня после запуска человека в космос улице 11-я Союзная, на которой проживала семья Каримова, присвоили имя первого космонавта Юрия Гагарина.

К началу 1960-х гг. прошлого века завершалась эпопея с выпуском реактивных самолетов Ту-16. Одной из последних модификаций этой машины стал ракетоносец Ту-16К-10 – “заказ 238”, который был выполнен заводом в количестве 150 единиц. Ввиду недостаточной дальности полета этого самолета конструкторы разработали систему крыльевой дозаправки с летающего танкера Ту-16. Испытания первой серийной машины Ту-16К-10 № 5101 по дозаправке в воздухе были назначены на 20 июня 1961 г. Командовал заправляемым самолетом полковник Анвар Ибрагимович Каримов, а заправщик пилотировал его однофамилец Амир Хабибулович. Самолеты летели над Кировской областью. Экипажи сделали две попытки заправиться. На третьей попытке шланг и трос заправщика захлестнули крыло заправляемого самолета, защемили элерон, и ракетоносец стал падать и разбился. Успел катапультироваться лишь второй пилот В.А. Свиридов, но он погиб в воздухе. Вместе со своим командиром погибли члены экипажа В.С. Демидов, А.И. Воробьев, Г.А. Бадьянов и И.Д. Столяров. Весь экипаж похоронен в братской могиле на Арском кладбище. 

Помощь в подготовке материалов о летчике-испытателе А.И. Каримове оказали его дети Лариса Анваровна Белобородова (Каримова), Олег Анварович Каримов и брат Аслям Ибрагимович Каримов. 

В честь лётчика испытателя Каримова Анвара Ибрагимовича в Московском районе Казани названа улица.

02.09.2011

Оцените статью
Добавить комментарий