Улица Лукина

Улица Лукина Казань

 

Лукин Макар Михайлович

 

Лукин Макар Михайлович

Лукин Макар Михайлович (1905-1961), выдающийся деятель советского авиастроения. Родился в 1905 г. в городе Новочеркасске ныне Ростовской области. После окончания в 1935 г. Новочеркасского индустриального института начал свою карьеру с должности мастера цеха механической обработки на Запорожском авиамоторном заводе.

Уже в конце 1936 г. Лукин становится главным механиком завода, а 27 сентября 1937 г. – директором. Молодой руководитель быстро вошел в курс дела, и план 1938 г. по выпуску моторов М-11 завод перевыполнил. Большую помощь Лукину в работе оказывал главный инженер Михаил Павлович Макарук. В дальнейшем судьба не раз сводила вместе этих организаторов авиационного моторостроения. 

В 1939 г., спустя всего 4 года после окончания института, Лукин возглавил Главное управление моторостроения в наркомате авиапромышленности. Однако в октябре 1940 г. он вновь назначается директором, на этот раз Запорожского моторостроительного завода № 29. На этом предприятии в то время полным ходом шло освоение мотора М-85 и его модификаций. После начала войны завод был эвакуирован в Омск. Переезд завода и организация производства на новом месте благодаря усилиям Лукина прошли с минимальными потерями. В январе 1942 г. моторы стали выпускаться в большем объеме, чем до войны. 

В то же время в Казани положение с авиамоторами сложилось крайне тяжелое. Эвакуированный из Воронежа завод № 16 “лихорадило”: не хватало квалифицированных кадров, большое количество станков находилось под снегом, план хронически не выполнялся. Невыполнение заданий по выпуску моторов М-105 ставило под угрозу выпуск бомбардировщиков Пе2 на соседнем заводе № 22. Требовалась жесткая рука, способная быстро навести порядок в запущенном хозяйстве авиамоторного завода. В мае 1942 г. директором завода № 16 назначается Лукин, и на следующий год завод уже перевыполнил план выпуска моторов. Новый директор руководил жестко, но справедливо. Будучи беспощадным к лодырям, бракоделам и нарушителям дисциплины, он проявлял гуманность по отношению к работающим подросткам, женщинам и пожилым людям. 

В 1943 г. казанский завод освоил поточное производство моторов, благодаря чему резко улучшилось качество сборки. Под руководством Лукина завод № 16 неоднократно награждался переходящим красным знаменем ГКО. Помимо серийного производства, на предприятии разрабатывались и опытные моторы. В специальном КБ при заводе будущие академики В.П. Глушко и С.П. Королев разрабатывали и испытывали ракетные ускорители для самолетов. 

Вклад в победу казанских моторостроителей был оценен страной и правительством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1945 г. завод был награжден орденом Ленина. Около трехсот заводчан за свой труд в годы войны получили ордена и медали, а Макару Михайловичу Лукину 16 сентября 1945 г. было присвоено звание Героя Социалистического Труда. 

После войны завод № 16 приступил к выпуску реактивных двигателей. В конце 1945 г. казанцы сдали военной приемке первые пять двигателей РД-20, а в июле 1946 г. Лукин был вызван в Москву, где получил назначение в Управление по кадрам Министерства авиапромышленности. 11 июля 1947 г. он назначается заместителем министра по опытному моторостроению и начальником 8-го Главного управления МАП. Освоение производства реактивных двигателей стало главной задачей Лукина, и эта задача была блестяще решена. 

Будучи на руководящих постах в МАП и Госплане СССР, Лукин не забывал о ставшем для него родным казанском заводе. Благодаря всемерной поддержке, оказываемой им, завод № 16 занял ведущее место среди предприятий в своей отрасли. Смерть застала Макара Михайловича на рабочем месте, на “пике” трудовой деятельности. Умер М.М. Лукин в 1961 г., похоронен в Москве, а в Казани в 1979 г. в его честь была названа одна из улиц Авиастроительного района. 

Имя Макара Михайловича носит улица Лукина в Авиастротиельном районе Казани

05.09.2011

Оцените статью
Добавить комментарий