Улица Максимова

Улица Максимова Казань

 

Максимов Николай Иванович

 

Максимов Николай Иванович

Максимов Николай Иванович (1911-1967), Герой Социалистического Труда, бывший директор Казанского авиационного производственного объединения им. С.П. Горбунова. Н.И. Максимов, знаменитый казанский авиастроитель, родился в селе Большой Семилей Самарской губернии в семье рабочего.

В 16 лет он начал трудовую деятельность. Авиация манила его с детства, но поступил он в энергетический институт, и когда будущих энергетиков перевели в только что образованный КАИ, Николай понял, что авиация – это его судьба. В студенческие полуголодные годы ночами он подрабатывал на разгрузке барж, находя время и для учебы, и для занятий в аэроклубе, и для прыжков с парашютом. Учился Николай успешно. 

В труднейшем 1941 г. Максимов стал начальником ответственейшего участка – бюро цехового контроля летно-испытательной станции Казанского авиационного завода № 124 (будущего завода № 22 – КАПО). Завод был молодой, и трудилась на нем молодежь. А выпускать ей доверили новейшую технику. И надо сказать, молодежь оправдывала надежды. Завод наладил крупносерийное производство самого массового бомбардировщика Великой Отечественной войны Пе2, а в 1943 г. Максимов стал главным контролером завода. Качество выпускаемых самолетов стало важнейшей задачей для казанских авиастроителей. 

Конец войны ознаменовался для предприятия снятием с производства машин Пе2 и переходом на новейшую по тем временам технологию создания бомбардировщика Ту4 – носителя ядерного оружия. В 1946 г. Н. Максимов был назначен заместителем директора по производству, а через 3 года – главным инженером завода. Николай Иванович вникал в каждую деталь супер-самолета – от шайбы и заклепки до конечной сборки всей машины. В 1947 г. началось серийное производство Ту4, затем пошли этапные машины Ту16 и Ту104. 

В 1961 г. Николая Максимова назначили директором уже родного ему 22-го завода. Возглавляемому им коллективу удалось не только освоить сверхзвуковой самолет Ту22, но и запустить в серию Ил62 – гордость и флагман Аэрофлота, представительский лайнер. Этот красавец-самолет стал лебединой песней Николая Ивановича, венцом всей его деятельности. 

При участии Н.И. Максимова на заводе были разработаны и внедрены многие передовые технологии, которые значительно повысили качество и надежность выпускаемых машин. Он был автором ряда ценных изобретений. Николай Иванович везде, где работал, удивлял окружающих широтой эрудиции, умением глубоко разобраться в сути вопроса, был разносторонне развитым человеком. Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Государственной премии, заслуженный деятель науки и техники ТАССР, депутат Верховного Совета, кавалер двух орденов Ленина и многих других орденов и медалей, он, помимо решения авиационных проблем, много занимался вопросами строительства жилья для работников завода, больницы, организации базы отдыха “Бережок”, санатория в Крыму. 

Николай Иванович Максимов скончался 5 мая 1967 г. на пятьдесят шестом году жизни после инфаркта. Его сердце не выдержало сверхнапряженной работы.

Имя Николая Ивановича носит улица Максимова в Авиастроительном районе Казани

07.09.2011

Оцените статью
Добавить комментарий