Улица Ваисова Сардара

Ваисов Гайнанутдин Багаутдинович

 

Ваисов Гайнанутдин Багаутдинович

Ваисов Сардар (Ваисов Гайнанутдин Багаутдинович) (1878-1918), общественно-политический деятель, один из руководителей “ваисовского движения”, целью которого было возрождение Булгарского государства.Гинанутдин (Гайнан) Ваисов аль Булгари вошел в историю под именем Сардара Ваисова.

 Он родился 8 ноября 1878 г. в так называемой Горной Булгарии (Горная сторона) в деревне Мулла иле (“Молвино”) Свияжского уезда (ныне [[Зеленодольский район|Зеленодольского районаъъ Республики Татарстан) Казанской губернии. Отцом Сардара Ваисова был Багаутдин Хамзин Ваисов аль Булгари (святой Ваис – ученик Мухаммеда). В 1861 г. он возглавил национально освободительное движение среди тех татар, кто считал себя булгарами. Это движение переросло в политическую партию “Фиркаи Наджия” (“Партия Избавления”), которая боролась за освобождение древнего народа от ига России и социальную справедливость. В 1862 г. Багаутдин Ваисов основывает “Фиркаи Наджия” в Казани. С этого времени в ее деятельность включаются городские мещане и рабочие. По фамилии лидера партии ее стали называть “ваисовской”, а ее членов – “ваисовцами”. Отказ властей удовлетворить даже минимальные требования “Фиркаи Наджия” – об ослаблении налогового гнета, об официальном признании права насильно крещеных булгар на возвращение в ислам, о справедливом перераспределении земли – заставил вначале Багаутдина, а затем Сардара (сардар – “божий воин”) Ваисова, возглавившего “Фиркаи Наджия” после смерти своего отца, пойти на обострение борьбы. Более 330 тыс. человек, входивших в ваисовскую партию, отказывались признавать российские суды, платить российские налоги, пользоваться российскими паспортами, производили самовольное перераспределение земли в пользу обездоленных крестьян и в знак протеста против запрета властей называть себя родным этнонимом “булгар” едва не сорвали проведение первой всероссийской переписи 1897 г. 

Багаутдин Ваисов в 1862 г. учредил в Казани булгарский культурно общественный центр, который получил название “Булгарская Духовная академия”. В этот центр входили школа для детей, училище “Булгария” и первая мусульманская публичная библиотека “Сад, или Цветник Знаний”. Одно из своих стихотворений “В саду знаний” Габдулла Тукай посвятил именно этой “Академии”. В 1884 г. полиция после семидневной осады разгромила культурный центр “Булгарская Духовная академия”. Багаутдин Ваисов был арестован и погиб в царском заключении (в Казанской психиатрической больнице). 
Героическая борьба ваисовцев снискала уважение у передовой русской интеллигенции. Л.Н. Толстой через казанских “толстовцев” связывается с Сардаром Ваисовым и приглашает его в Ясную Поляну. Ваисов гостит у Л.Н. Толстого в феврале 1909 г. Во время долгих бесед они успели не только рассказать друг другу о своей борьбе, но и заключить прочный политический союз. При прощании с Ваисовым Лев Николаевич выразил ему такое пожелание: “Распространяйтесь, растите, процветайте, всей душой желаю вам”. 

В том же 1909 г. травля ваисовцев со стороны российских властей усилилась. Сардар Ваисов и ряд других видных активистов “Фиркаи Наджия” были арестованы и сосланы в Сибирь. Из ссылки Сардар Ваисов вернулся в Казань только после Февральской революции весной 1917 г. и сразу же стал активно заниматься политикой, поддержав Советскую власть. Руководитель казанских большевиков В.А. Тихомирнов так отзывался о нем: “Сам он как человек искренний и прямолинейный всегда был горячим сторонником угнетенных и горячим фанатическим протестантом против всякого зла. В марте 1917 г. Ваисов пришел к нам в комитет большевиков на Рыбнорядской улице и заявил, что он является нашим сторонником, что он ленинец и мы можем рассчитывать на его содействие”. Именно характеристика Тихомирнова убедила В.И. Ленина пойти на союз с ваисовской партией, так как он увидел в Сардаре Ваисове честного и преданного делу социализма революционера. Воспользовавшись тем, что большевики объявили свободу самоопределения народов, Сардар Ваисов 7 января 1917 г. провозглашает республику волжских булгарских мусульман под названием Булгарская Народная Республика и возглавляет первое ваисовское правительство – Центральный Совет волжских булгарских мусульман. 

Как отмечал лидер булгарских большевиков Мохаммед Садык Ахтямов, все трудовое булгарское население ВолгоКамской Булгарии признало Булгарскую Народную Республику. Но буржуазия не приняла социализма ваисовцев и еще в 1917 г. планировала уничтожить “Фиркаи Наджия” и ее лидера – Сардара Ваисова. Утром 28 февраля 1918 г. Сардар Ваисов был убит татарскими эсерами и черносотенцами.

По указанию В.И. Ленина были организованы достойные похороны Сардара Ваисова, которые состоялись 8 марта 1918 г. в кремлевском сквере, возле башни Сююмбики. Когда над могилой Сардара прогремел прощальный залп боевой дружины, с вершины башни Сююмбики сдернули покрывало, и она предстала перед взором скорбящих с полумесяцем на шпиле и развевающимся зеленым ваисовским знаменем. Галимджан Баруди, муфтий мусульман Внутренней России в 1917-1921 гг., записал тогда в своем дневнике: “Честь установления полумесяца целиком и полностью принадлежит ваисовцам, и это будет записано золотыми буквами в их историю”. 

Именем Ваисова Сардара названа улица в Адмиралтейской слободе Казани

24.08.2011

Оцените статью
Добавить комментарий