Полномасштабное развитие рынка розничной торговли в России началось после того, как россияне перестали ощущать на себе последствия кризиса 1998 года: оживился рынок труда, подросли зарплаты, понемногу восстановилось доверие к финансовым структурам. В крупных городах назрела потребность в современных предприятиях торговли – супермаркетах, магазинах модной одежды, спорттоваров, бытовой техники, игрушек. Начали набирать силу торговые сети. Так постепенно рынок готовился к появлению торговых центров.
В первую очередь повсеместно выросли крытые торговые ряды и торговые центры, больше похожие на рынки — крошечные арендаторы, занимающие отсеки по 15-30 кв. метров, узкие проходы между длинными рядами магазинчиков без вывесок, однообразные витрины, завешенными и заставленными товарами. Очередь торговых центров с профессиональной концепцией пришла двумя-тремя годами позднее, и если российская столица может похвастаться первыми торговыми проектами, соответствовавшими международным стандартам, открытыми в 2002 году, то в Казани они появились ненамного позже.
Развитие торговли в Казани идет по тому же пути, который прошли крупные города Центральной и Восточной Европы. В том числе, Москва и Санкт-Петербург. Структура товарооборота изменяется в сторону увеличения доли «цивилизованной» торговли. Такая динамика свидетельствует о повышении благосостояния жителей города и области и формировании так называемого «среднего класса», предъявляющего более высокие требования к уровню мест совершения покупок.
«Пионерами» ритейла в Казани стали «MEGGA-Парк», «Сити-Центр», в котором появился и проложил дорогу для многих других национальных и международных ритейлеров первый в городе продовольственный сетевик «Рамстор». С открытием «XL», до сих пор самого посещаемого торгового центра в городе, на рынок Казани вышел целый ряд московских сетевых операторов – «Спортмастер», «Адидас», «Снежная Королева», «Союз», «Игромакс» и другие. В том же 2004 г. крупнейший западный девелопер, работающий на данный момент на территории России – компания IKEA, открыла свой мебельный магазин, а затем выбрала именно Казань для реализации своего проекта семейного торгово-развлекательного центра и запустила свой первый региональный центр «МЕГА» в ноябре 2005 года.
На 2004-2005 гг. пришелся строительный бум в Казани. Во многом он связан с тысячелетним юбилеем города, именно под празднование подгадывали и открытия важных объектов недвижимости. Но подобных темпов роста торговых площадей не наблюдалось и не наблюдается ни в одном городе России. По количеству современных торговых площадей на душу населения Казань сегодня обгоняет Москву и вплотную приближается к западноевропейским столицам – и это при том, что доходы среднего жителя Казани нельзя сравнить с доходами парижан или мадридцев. Таким образом, столица Татарстана первая вплотную подошла к насыщению торговыми площадями.
Ниже приводятся данные по крупнейшим торговым проектам Казани последних лет:
Крупнейшие торговые центры Казани, 2005 |
|||
Название торгового центра |
Год открытия |
Адрес |
Общая площадь, кв.м. |
XL | 2004 | Ямашева пр-кт, 93 | 40 000 |
Бахэтле | 2004 | Ямашева пр-кт, 71а | 19 300 |
Грани | 2004 | Арбузова ул., 5 | 12 770 |
МЕГА — Азино | 2005 | Победы пр., 141 | 115 000 |
MEGGA-Парк | 2003 | Сибирский тракт, 34 | 23 800 |
Рамстор | 2005 | Нариманова, 170 | 14 300 |
Сити-Центр (I,II) | 2003 | Мавлютова ул., 45 | 27 500 |
Тандем | 2005 | Декабристов ул., 2 | 62 350 |
Южный | 2004 | Победы пр., 91 | 21 150 |
Кольцо | 2006 | Петербургская ул., 1 | 40 000 |
Парк Хаус | 2006 | Пересечение Ямашева пр. и ул. Мусина | 70 000 |
Несмотря на значительный объем вводимых в эксплуатацию торговых площадей, в Казани еще недостаточно представлены развлечения – детские развлекательные центры и игровые площадки, места для досуга подростков и молодежи. В большинстве новых проектов запроектированы многозальные кинотеатры, так что можно ожидать, что этот сегмент скоро пополнится приходом мощных игроков.
Журнал Commercial Real Estate объясняет стремительный рост торговых площадей в Казани как наличием свободных финансовых ресурсов и программой ликвидации рынков, так и «пагубным» влиянием Москвы. В конечном итоге, выигрывает всегда потребитель, голосуя своими деньгами за самые привлекательные проекты. Поэтому в ближайшие годы состояние рынка торговых площадей Казани будет внимательно отслеживаться аналитиками для построения прогнозов по развитию рынка торговых площадей в других городах страны.
15.09.2008