Киоски стали причиной войны между мэрией и малым бизнесом

Сегодня Татарстан пользуется славой одного из самых стабильных и спокойных регионов России. Политический тяжеловес — президент Минтимер Шаймиев практически полностью контролирует ситуацию в республике, а региональная оппозиция не имеет большого влияния. Тем удивительнее то, что в столице региона проходят активные акции протеста, организованные Гильдией малого и среднего предпринимательства. Эта общественная структура, представляющая интересы хозяев торговых киосков, прославилась в республике организацией шумных митингов, приуроченных к значимым событиям. По сути, сейчас только гильдия способна вывести на улицы несколько сотен сторонников.

Свои мотивы предприниматели-оппозиционеры объясняют так: в Казани, по их мнению, активно идет передел собственности, осуществляемый командой нынешнего мэра Ильсура Метшина. Особенно быстро разрешился вопрос с компаниями, работающими на рынке наружной рекламы. Исполняя желание мэрии, они демонтировали все конструкции, располагающиеся в историческом центре Казани. Всего с центральных улиц столицы было удалено примерно 200 рекламных конструкций.

Предыстория такова: в марте 2006 года было создано муниципальное предприятие «Казанская реклама», которое, по сути, являлось ключевым звеном в управлении наружной рекламой. Так, именно оно выдавало разрешения на размещение щитов, а сами места распределялись на открытых аукционах. Однако в конце того же года на очередном съезде предпринимателей представитель ассоциации распространителей наружной рекламы в Казани Татьяна Гаврилова заявила, что аукционы были просто фикцией, поскольку основные их участники — представители транснациональных корпораций, имеющие большие финансовые ресурсы и потому пользующиеся преимуществом.

В результате изменения правил игры владельцы целого ряда казанских рекламных фирм решили продать бизнес. Среди них компании «Манзара» и «Сталкер», вместе занимавшие, по некоторым подсчетам, около 10% городского рынка «наружки». Причем сокращение игроков в мэрии прогнозировалось: еще в июне 2006 года тогдашний сити-менеджер Казани Марат Загидуллов высказал предположение, что из 30 коммерческих структур, работающих на местном рынке наружной рекламы, останутся лишь пять. Однако широкого резонанса передел рынка не получил.

Проблемы возникли у казанской мэрии при регулировании рынка пассажирских перевозок. Это неудивительно, ведь оно затронуло интересы большинства горожан. Причиной вытеснения с улиц города преобладавших тогда «Газелей» и «ПАЗов» стала новая транспортная схема Казани, подготовленная Санкт-Петербургским НИИ транспортной инфраструктуры. Маршруты распределялись между перевозчиками по конкурсу на очень жестких условиях, практически исключавших из процесса мелких игроков. Например, в лоты вносилось по нескольку маршрутов, на которые необходимо было предоставить разные виды автобусов. В итоге из 265 индивидуальных предпринимателей и транспортных организаций по результатам конкурса получили право работать на маршрутах только 19 — в основном муниципальные ПАТП.

В конце 2006 года группа казанских предпринимателей, занимающихся городскими перевозками пассажиров, обратилась в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с соответствующей жалобой. Республиканское управление ФАС признало действия властей Казани нарушающими положения закона о защите конкуренции, но мэрия не сдалась и обратилась в суд. Перевозчики попытались перейти и к публичным акциям протеста — 16 июля на улицы региональной столицы вышло около ста автобусов ПАЗ и «Газель», к бортам которых были прикреплены плакаты «Казань — кладбище предпринимательства» и «Мы хотим работать — нас толкают на баррикады».

Однако чиновники не шли на компромисс и продвигали свою транспортную схему. При их непосредственном участии были закуплены новые китайские автобусы Golden dragon, Higer и Yutong. И со временем движение протеста перевозчиков сошло на нет.

Более организованным и серьезным по последствиям оказалось движение предпринимателей — владельцев торговых павильонов. Они объединились в упомянутую выше Гильдию малого и среднего предпринимательства. Ее возглавил бизнесмен Егор Макаров.

История создания гильдии была непростой. В апреле 2006 года Ильсур Метшин, собрав местных предпринимателей, сообщил, что принял решение очистить город от торговых киосков. Именно такие действия он предпринял в Нижнекамске, и они увенчались успехом. Услышав об этом, Макаров, по его словам, «стал ходить по всяким общественным организациям, искать поддержку». «Везде получил от ворот поворот: и в Агентстве по поддержке малого бизнеса, и в различных ассоциациях малого и среднего предпринимательства, — рассказывает Макаров. — И тогда я узнал, что в Татарстане единственная реальная оппозиция действующей власти — это Партия жизни. До тех пор, пока она не стала составной частью «Справедливой России», эта партия тут действительно была оппозиционной. И там, в региональном отделении, нам объяснили, что власть понимает только язык улиц. Нам сказали откровенно: «Ребята, если вы сможете объединиться, тогда, может быть, выиграете».

Сейчас, по оценкам Макарова, в столице республики примерно тысяча предпринимателей, работающих в сфере мелкорозничной торговли. Гильдия охватывает 15−20% от их общего количества, у нее на счету немало громких акций протеста, среди них — митинг в защиту малого бизнеса, проведенный в январе 2007 года, во время празднования в городе дня рождения Минтимера Шаймиева.

Впрочем, такие громкие митинги — не основная работа объединения предпринимателей. Главным для них остается защита своих торговых киосков от сноса. И методы при этом, к сожалению, выбираются экстремальные: например, назначенный к сносу киоск окружается машинами членов гильдии, которые не дают провести работы по его демонтажу. На первом этапе нередко происходило противостояние предпринимателей и милиции. В результате сейчас работа по сносу киосков, принадлежащих членам гильдии, практически не ведется, слишком с большими проблемами сталкиваются при этом власти. А вот торговые точки бизнесменов, не участвующих в этом объединении, демонтируют со все нарастающими темпами. К примеру, в Вахитовском — самом маленьком — районе Казани уже ликвидировано 160 киосков. Члены гильдии их не защищают. «Есть такие люди, которые говорят, что им не нужно участие в организации, у них крыша, которая решит все вопросы. А потом они звонят нам. Но я не могу попросить людей выйти защищать киоски тех, кто ничего не сделал для защиты других», — рассуждает Егор Макаров.

Егор Макаров добился популярности в городе. По его словам, сейчас их организация вызывает серьезный интерес у политиков разного уровня, желающих привлечь в свои ряды предпринимателей, готовых выходить на акции протеста. Однако руководитель гильдии не готов уходить в политику. Сейчас основная задача, по его мнению — это получить официальные разрешения на все торговые точки. «С 2003 года в Казани не продлевался ни один договор аренды мелкорозничной сети (договоры заключались на 3−4 года). В итоге 99 процентов киосков не имеют разрешений. В оставшийся один процент входят некоторые киоски Роспечати и еще ларьки по продаже воды, организованные кабинетом министров Татарстана», — рассказывает Макаров.

Пока добиться решения вопроса в свою пользу бизнесмены не могут. По словам собеседника, это связано с тем, что Ильсур Метшин якобы лоббирует интересы одной крупной татарстанской продуктовой сети. В свою очередь, нынешний мэр Казани ссылается на то, что в сложившейся ситуации нарушается закон, а также на антисанитарные условия работы некоторых киосков. Убедить друг друга в своей правоте и прийти к компромиссу стороны не могут, и это вынуждает бизнесменов выходить на акции протеста, которые, как оказывается, имеют больший эффект, нежели решения ФАС и суда. И главная опасность сложившейся ситуации заключается в том, что бизнес может увлечься политикой и нарушить спокойствие, с таким трудом достигнутое в Татарстане.

24.09.2008

Оцените статью
Добавить комментарий